Наш музей часто балует горожан интересными показами, устраивая в дополнение к основной экспозиции демонстрацию работ современных мастеров. Однако выставка, открытая в прошедшую субботу, необычна. Впервые за полвека творческой жизни делится своими работами замечательно талантливый художник Альберт Иванович Щенников.
Графика Щенникова неизвестна не только серпуховской, но и российской публике, но его имя знают в Париже. Как же такое получилось? Сам Альберт Иванович, которому вот-вот отмечать переход на девятый десяток, с иронией говорит об этом так: "В книге Шаляпина "Маска и душа" я прочел совет Федора Ивановича своему сыну - никогда не напрашиваться на выставку, а ждать, пока пригласят. До сих пор меня не приглашали".
Его творчество и в самом деле не отмечено ни официальными наградами, ни вниманием худсоветов. Но только лишь потому, что он сам так хотел. Часть его работ, вывезенная Игорем Шелковским в Париж, произвела фурор среди французов.
"Наша дружба началась с учебы в училище 1905 года", - вспоминает Игорь Шелковский. - "Это было, возможно, самое интересное время нашей жизни. Оттепель, напор всего нового, замечательные преподаватели В.А. Шестаков и И.М. Рабинович. Выставки, музеи, работа совместно со студентами ГИТИСа, лекции по истории кино, театра, курс по технике сцены. Жизнь была насыщенной, и Алик Щенников был в центре всех событий. Дружба выходила за стены училища и переносилась в уникальный дом Альберта Ивановича в милом Серпухове, еще не обремененном многоэтажными башнями. Дом, построенный семьей, сад, год от года все более благоухающий и плодоносящий, тоже можно было рассматривать как произведение искусства".
Об этом саде и доме часто говорил и Виталий Помазов, для которого они были другой вселенной, землей обетованной. Собственно поэтому введенная им новая серпуховская традиция - ежегодных выставок вне стен официальных экспозиционных площадок - получила название Земля Альбертованная. Творческий союз поэта и художника, дававший вдохновение им обоим, прервался с уходом Виталий Помазова, о чем до сих пор с болью вспоминает Щенников.
В официальной биографии художника, скороговоркой прописанной в скромном буклете, перечислены основные вехи его пути. После окончания в 1954 году Московского художественного училища памяти 1905 года в группе Виктора Шестакова, соратника и друга Всеволода Мейерхольда и практики в мастерских Большого театра, Альберт Иванович 35 лет проработал в серпуховском цехе Подольской художественной мастерской Мособлхудфонда. За это время успел закончить истфак МГУ, поработать замдиректора Худфонда СССР, попреподавать в родном училище архитектуру. Был в последние советские годы главным художником Серпухова (тогда так называли главного архитектора). В 80-х помогал Игорю Шелковскому и Александру Сидорову издавать журнал "АЯ", публикуя в нем обзоры авангардных течений в искусстве СССР.
"АЯ" и литературный альманах "Проталина", выпускаемый им совместно с Виталием Помазовым в Серпухове, чуть не стали причиной ареста Щенникова. Раздраженные несанкционированной издательской деятельностью чекисты однажды нагрянули в серпуховский дом Альберта с обыском. Но не преуспели - по счастливой случайности все экземпляры журналов были вывезены художником в московскую квартиру.
Истории за тот период, в изложении Щенникова, звучат как увлекательный роман, но они же и дают понимание, почему не сложилась официальная карьера. Обладая недюжинным талантом, Щенников просто никогда не стремился к публичности, предпочитая творить без оглядки на чьи-то оценки. Работы его первой персональной выставки, как зеркало, отражают этапы пройденного пути. Или, как выразилась хранитель Серпуховского музея Татьяна Быкова, обладают ароматом хорошо выдержанного вина с неподражаемым букетом. "Букет Щенникова" - это присущий ему открытий взгляд на мир, любовь к людям, полет фантазии, настоянные на жизненном опыте и мастерстве. Графика его картин философична и обладает глубиной, в которой можно бесконечно находить новые смыслы.
Выставка продлится до середины августа, и если вы еще не посетили ее - обязательно найдите время и загляните в музей.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Графика Щенникова неизвестна не только серпуховской, но и российской публике, но его имя знают в Париже. Как же такое получилось? Сам Альберт Иванович, которому вот-вот отмечать переход на девятый десяток, с иронией говорит об этом так: "В книге Шаляпина "Маска и душа" я прочел совет Федора Ивановича своему сыну - никогда не напрашиваться на выставку, а ждать, пока пригласят. До сих пор меня не приглашали".
Его творчество и в самом деле не отмечено ни официальными наградами, ни вниманием худсоветов. Но только лишь потому, что он сам так хотел. Часть его работ, вывезенная Игорем Шелковским в Париж, произвела фурор среди французов.
"Наша дружба началась с учебы в училище 1905 года", - вспоминает Игорь Шелковский. - "Это было, возможно, самое интересное время нашей жизни. Оттепель, напор всего нового, замечательные преподаватели В.А. Шестаков и И.М. Рабинович. Выставки, музеи, работа совместно со студентами ГИТИСа, лекции по истории кино, театра, курс по технике сцены. Жизнь была насыщенной, и Алик Щенников был в центре всех событий. Дружба выходила за стены училища и переносилась в уникальный дом Альберта Ивановича в милом Серпухове, еще не обремененном многоэтажными башнями. Дом, построенный семьей, сад, год от года все более благоухающий и плодоносящий, тоже можно было рассматривать как произведение искусства".
Об этом саде и доме часто говорил и Виталий Помазов, для которого они были другой вселенной, землей обетованной. Собственно поэтому введенная им новая серпуховская традиция - ежегодных выставок вне стен официальных экспозиционных площадок - получила название Земля Альбертованная. Творческий союз поэта и художника, дававший вдохновение им обоим, прервался с уходом Виталий Помазова, о чем до сих пор с болью вспоминает Щенников.
В официальной биографии художника, скороговоркой прописанной в скромном буклете, перечислены основные вехи его пути. После окончания в 1954 году Московского художественного училища памяти 1905 года в группе Виктора Шестакова, соратника и друга Всеволода Мейерхольда и практики в мастерских Большого театра, Альберт Иванович 35 лет проработал в серпуховском цехе Подольской художественной мастерской Мособлхудфонда. За это время успел закончить истфак МГУ, поработать замдиректора Худфонда СССР, попреподавать в родном училище архитектуру. Был в последние советские годы главным художником Серпухова (тогда так называли главного архитектора). В 80-х помогал Игорю Шелковскому и Александру Сидорову издавать журнал "АЯ", публикуя в нем обзоры авангардных течений в искусстве СССР.
"АЯ" и литературный альманах "Проталина", выпускаемый им совместно с Виталием Помазовым в Серпухове, чуть не стали причиной ареста Щенникова. Раздраженные несанкционированной издательской деятельностью чекисты однажды нагрянули в серпуховский дом Альберта с обыском. Но не преуспели - по счастливой случайности все экземпляры журналов были вывезены художником в московскую квартиру.
Истории за тот период, в изложении Щенникова, звучат как увлекательный роман, но они же и дают понимание, почему не сложилась официальная карьера. Обладая недюжинным талантом, Щенников просто никогда не стремился к публичности, предпочитая творить без оглядки на чьи-то оценки. Работы его первой персональной выставки, как зеркало, отражают этапы пройденного пути. Или, как выразилась хранитель Серпуховского музея Татьяна Быкова, обладают ароматом хорошо выдержанного вина с неподражаемым букетом. "Букет Щенникова" - это присущий ему открытий взгляд на мир, любовь к людям, полет фантазии, настоянные на жизненном опыте и мастерстве. Графика его картин философична и обладает глубиной, в которой можно бесконечно находить новые смыслы.
Выставка продлится до середины августа, и если вы еще не посетили ее - обязательно найдите время и загляните в музей.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]