Рай

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Рай

все о поселке Райсеменовское и его жителях.


    Иконы, книги и пол

    Admin
    Admin
    Admin


    Сообщения : 3069
    Дата регистрации : 2012-06-06
    Откуда : п.Райсеменовское

    Иконы, книги и пол Empty Иконы, книги и пол

    Сообщение  Admin Вт Июн 16, 2015 9:21 am

    В Серпуховском историко-художественном музее (СИХМ) работает выставка «Анна Васильевна Мараева - ктитор храма Покрова»

    С 90-х годов прошлого века в ведении СИХМ появился новый филиал - Покровская старообрядческая церковь. Храм был построен в 1908-1912 годах основоположницей коллекции нашего музея Анной Мараевой, и располагается неподалеку от основного здания на ул. Чехова. Долгое время церковь находилась в весьма обветшалом состоянии. Но сейчас всё изменилось. Кроме отреставрированного основного помещения, где проходят молебны и размещены иконы, отремонтированы и другие комнаты. В одной из них недавно открылась новая выставка, рассказывающая о Мараевой как о ктиторе данного храма.

    - Ктитор - это древнегреческое слово, означающее «основатель, устроитель, строитель». В Византийской империи ктитором называли человека, построившего и украсившего храм, - рассказал куратор выставки, сотрудник СИХМ Иван Волков. - Анна Васильевна, простая, по сути, русская женщина (по своему социальному положению она происходила из крестьян - прим.) из Калужской губернии, своими трудами сделала то самое дело, которое с начала христианских времён лежало на императорах, князьях, митрополитах. У старообрядцев, у Мараевой в частности, были основательность, какое-то исконное чувство красоты и такта, которые с молоком матери впитывались в человека в старой России. И это проявилось при создании храма.

    Иконы, книги и пол Khxd0f10

    На небольшой экспозиции зрители смогут заглянуть в историю строительства этой церкви. Деньги на это дело были отданы Мараевой не просто так. Одна из её дочерей, Анфиса, скончалась в юном возрасте. По стечению обстоятельств, в этот же день старообрядцы получили легальный статус: в Российской империи был принят манифест о веротерпимости. И сумма, предназначавшаяся в приданное девушке, была пущена Анной Васильевной на строительство храма.

    На выставке представлены оригинальные образцы полов и кровли церкви, осветительные приборы и многое другое. К слову, строительной историей в музеях начали интересоваться не так давно: считалось, что это не относится к искусству. Даже медные оклады икон и элементы утвари долгое время не рассматривались искусствоведами, считались «ремеслухой». Но прошло время - и оказалось, что это тоже вполне самодостаточные и интересные произведения искусства. Кстати, примеров таких изделий на выставке очень много. Большинство из них создавалось с риском для мастеров, нелегально, поскольку в середине XIX века за отливки старообрядческих крестов и икон (они отличались от «новых» разнообразными деталями, например, все святые изображались крестящимися двумя, а не тремя пальцами - прим.) могли не то что весь тираж арестовать, но и человека посадить на несколько лет в тюрьму.

    Кстати, именно поэтому все книги, представленные на экспозиции - рукописные. Посетители могут увидеть, например, книжку-поминальник, куда вписывались имена живых и усопших. Что любопытно, на первой странице указаны протопоп Аввакум и епископ Павел Коломенский, старообрядцы, замученные из-за своей веры. Книга маленького формата - чтобы можно было в случае необходимости её легко спрятать. Этот самиздат XIX века переписывался, вероятно, при свете лучины где-нибудь в деревенской мастерской. На стенах в зале висят также большие рукописные листы.

    - Это церковные ноты, по которым пели. Посмотрите, как искусно сделано! Всё это вручную. Вероятно, авторы - женщины, таким трудом занимались монахини в старообрядческих монастырях, - прокомментировал Иван Александрович.

    Иконы, книги и пол Wxjj0q10

    Также на выставке представлены интересные иконы, написанные в старинной манере, и многое другое. Кстати, старообрядцев можно назвать первыми реставраторами. Пример - недавно обретённая икона Спасителя, в основе которой лежит старинная доска XVI века. Но она пришла в негодность, и по сохранившимся остаткам художник-старовер прописал изображение заново. Он использовал тёмные краски, кое-где даже нарисовал кисточкой кракелюр, чтобы создать впечатление древности иконы. По словам Ивана Волкова, у старообрядцев было врождённое чувство исторической памяти. Даже новые иконы они старались писать в строгом соответствии со старыми канонами. Да и почти всё остальное они делали в традициях прошлого. Не потому, что были такими твердолобыми консерваторами - просто таким образом сохраняли связь между поколениями.

    - Кто такие старообрядцы? Те же самые православные христиане, но которые в своей церковной жизни стараются держаться того строя духовной и религиозной жизни, который был принят до середины XVII века. Так получилось, что в России не было систематического религиозного богословского образования, и многие люди через обряд, через внешнее получали сумму знаний о вере. И поэтому для них старый уклад был настолько важен, - пояснил Иван Александрович. - Когда государство стало строй для них ломать, они решили как бы уйти из истории и культуры и то, что им было дорого, сохранить.

    Выставка будет работать в течение года. Попасть на неё можно в рамках общей экскурсии по Покровской старообрядческой церкви. Подробности по телефону 35-24-19.

      Текущее время Чт Май 02, 2024 1:57 pm